Защита детей от любых видов эксплуатации

Жестокое обращение и насильственные действия в отношении детей наносят вред не только физическому и психическому здоровью ребенка, но и имеют тяжелые социальные последствия, главные из которых – воспроизводство самой жестокости и насилия. Те, кто испытал физическое насилие, кого в детстве били и оскорбляли, чаще всего, вырастая, сами решают свои семейные проблемы точно также. Следует также затронуть форму психологического насилия (крики, оскорбления ребенка со стороны взрослого, унижающего его достоинство). Чувство собственного достоинства, разрушенное в детстве, очень трудно создается вновь. И дети, утратившие веру в себя, оказываются самые несчастные и самые трудные.
Если не пытаться остановить насилие, то оно будет переходить из поколения в поколения. Испытываемое в любом возрасте насилие имеет два последствия: слабая личность подавляется, а у сильной возникает протест, который часто выражается в противоправном поведении. Это способствует росту преступности и насилия в детской и подростковой среде.

Жестокость порождает жестокость, насилие порождает насилие.
Об этом нужно всегда помнить!

Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка». Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
- право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
- ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
- право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Кроме того, насильственные действия и преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних являются уголовно-наказуемым деянием.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих ответственность с ограничениеми лишением свободы на различные сроки:
-Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения;
-Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;
-Статья 154. Истязание;
-Статья 145. Доведение до самоубийства (или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства);
-Статья 166. Изнасилование (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);
-Статья 167. Насильственные действия сексуального характера (…с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего…);
-Статья 169. Развратные действия (…с применением насилия или с угрозой его применения…);
-Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера (путем шантажа, угрозы, повреждением или изъятием имущества..с использованием материальной или иной зависимости…);
-Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана или иным способом...);
-Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение (в систематическое употребление спиртных напитков, либо… сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера);
-Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя (…в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечным, либо умышленное оставление без надзора…повлекшее ущемление прав и законных интересов подопечного…).
Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации и сексуальных извращений… В том числе со стороны родителей, лиц их заменяющих… (ст.9 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»).

Помните, что жестокое обращение, насильственные действия в отношении детей:
• Наносит вред физическому и психическому здоровью ребенка;
• Способствует развитию негативных качеств в период формирования личности ребенка;
• Формирует комплекс неполноценности и низкую самооценку;
• Порождает чувство страха и тревожность;
• Делает ребенка жестоким и агрессивным;
• Часто является причиной побегов из дома и суицидов;
• Приводит к тому, что ребенок решает свои проблемы с помощью насилия;
• Способствует проявлению асоциального поведения, развитию алкогольной и наркотической зависимости.
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением и сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным чаще тогда, когда пострадавшие дети попадают в больницы, либо когда несовершеннолетние, более старшего возраста, совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов и неравнодушных взрослых.


Признаки жестокого обращения и
неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка

Признаки жестокого обращения с детьми могут включать в себя:
• Синяки под глазами либо ушибы на обеих сторонах головы, тела (случайные ушибы, как правило, обнаруживаются только на одной стороне );
• Часто появляющиеся увечья (синяки, порезы, ожоги), если ребенок не в состоянии предоставить разумное объяснение их появлению;
• Враждебное или агрессивное поведение ребенка;
• Пассивное, отчужденное, лишенное эмоций поведение ребенка и боязнь возвращаться домой или чувство страха по отношению к взрослым.

Признаки совращения детей могут включать в себя:
• Симптомы венерических заболеваний;
• Повреждения в области половых органов;
• Трудности или боль при ходьбе или в сидячем положении;
• Сексуально вызывающее, неприличное поведение или речь;
• Появление несвойственных возрасту знаний в области секса;
• Преследование других детей на сексуальной почве.

Признаки неудовлетворения основных жизненных потребностей:
• Очевидное недоедание ребенка, апатия или быстрое переутомление;
• Случаи, когда ребенок занимается воровством или попрошайничеством; неухоженность ребенка, недостаточная личная гигиена, рваная и грязная одежда;
• Ситуации, когда ребенок нуждается в очках, услугах стоматолога и других медицинских услугах, но долго их не получает (за исключением случаев, когда родители выбрали альтернативные методы лечения, при условии, если эти методы не ухудшают состояние здоровья);
• Случаи, когда ребенок лишен надлежащего надзора, длительно не посещает учреждение образования;
• Ситуации, когда ребенок оставлен без надзора на длительный срок.
Если насилие любых видов можно классифицировать как действия родителей либо иных лиц, угрожающих здоровью и развитию ребенка, то неудовлетворение жизненных потребностей ребенка можно классифицировать как бездействие родителей, угрожающее его жизни, здоровью и развитию.
Примечание: в перечисленных списках приводятся лишь наиболее часто встречаемые признаки жестокого обращения с детьми, совращения или неудовлетворения их жизненных потребностей (могут встречаться и другие симптомы).


Правила для родителей: «Как научить детей избегать опасности»
Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:
• угроза для жизни;
• возможность нанесения ущерба здоровью;
• нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребенка, взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных правил безопасности.
В первую очередь, с ребенком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и все то, что поможет ребенку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учеба пойдет впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.п.
Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства и переживаний за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.
Приучите детей не уходить далеко от своего дома, двора, не гулять до темноты.
Внушите детям, что не нужно вступать в разговоры, соглашаться на предложения незнакомцев, когда они зовут куда – нибудь с ними пойти или поехать, просят помочь им что – либо сделать: приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
Заучите постепенно с ребенком свой домашний адрес, ФИО, домашний телефон, и телефоны служб экстренной;
Убедите детей не стесняться звать людей на помощь в минуту опасности.
Второе – родителям необходимо создать ребенку благоприятные и безопасные
условия в собственном доме, и соблюдать самим правила безопасности.
Еще одно из главных условий безопасности ребенка – это его к вам доверие.
Чтобы не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в учреждении образования, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.